История знаменитой немецкой автомобильной марки БМВ
BMW - знаменитая немецкая автомобильная компания, выпускающая легковые и спортивные автомобили, а также автомобили повышенной проходимости и мотоциклы.
История марки BMW начинается с 1913 года, когда на окраине Мюнхена Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Отто, создал небольшую авиамоторную фирму. Первая мировая война принесла промышленнику большое количество заказов на двигатели для самолетов. Отто объединяет своё предприятие с авиамоторной фирмой Карла Раппа в один авиамоторный завод. Таким образом в Мюнхене основывается завод по производству авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под названием Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные заводы»), или сокращённо BMW.
На должность главного конструктора компании был приглашён Макс Фриц, работавший до этого в фирме Daimler. Под руководством Фрица был разработан авиационный двигатель BMW IIIa, который в сентябре 1917 года успешно прошёл стендовые испытания. Оснащённый этим двигателем самолёт установил новый мировой рекорд, поднявшись на высоту 9760 м.
В это же время была разработана фирменная эмблема BMW, представлявшая стилизацию пропеллера, фоне неба - круг, разделённый на два голубых и два белых сектора. При разработке фирменного знака учитывалось и то, что белый и синий - национальные цвета Баварии.
По окончании Первой мировой войны Версальским договором Германии было запрещено выпускать авиационные двигатели, которые на тот период были единственной продукцией BMW. В результате компания оказалась на пороге банкротства. Предприятие временно перешло на производство тормозов для поездов. Однако, вскоре предприимчивое руководство нашло выход такого положения — предприятие было перепрофилировано сперва на производство мотоциклетных двигателей, а в последствии и самих мотоциклов.
В 1923 году с главного конвейера завода BMW всошол первый мотоцикл R32. В 1923 году на мотосалоне в Париже эта модель сразу же заслужила репутацию быстрого и надежного мотоцикла, что в последствии подтвердилось несколькими абсолютными рекордами скорости на мотогонках 20-х—30-х годов.
В начале 20-х годов погрязшую в долгах компанию БМВ покупают влиятельные бизнесмены Готаер и Шапиро. Последний смог договориться с известным автопромышленником Хербертом Остином о начале серийного выпуска "Остинов" на заводе BMW в Айзенахе. К тому времени, кроме БМВ, конвейерной сборкой автомобилей мог похвастать только "Даймлер-Бенц".
Первые 100 "Остинов" произведённых на немецком заводе, сошли с конвейера с правым рулем. Однако, позже конструкция автомобиля была приведена в соответствие с местными требованиями. Автомобили выпускались под названием "Дикси".
Перед началом Второй мировой войны BMW представляла собой одну из наиболее динамично развивающихся автомобильных компаний мира. В ее истории к тому времени было уже несколько мировых рекордов:
Вольфгaнг фон Гронау на гидросамолете Dornier Wal с мотором BMW, пересекает Северную Атлантику; Эрнст Хенне на мотоцикле R12 устанавливает новый рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, остававшийся непобитым следующие 14 лет. Компания получила дополнительный стимул после заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей авиадвигателей. Большая часть рекордных советских перелетов 30-х годов осуществлялась на самолетах, оснащённых моторами BMW.
В 1933 начинается производство первого автомобиля BMW - модели «303», оснащённой 6-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 1,2 л способным передвигаться со скоростью 90 км/ч. Автомобиль вскоре стал основой для многих спортивных проектов БМВ. За два года выпуска "БМВ-303" фирме удалось продать 2300 единиц автомобилей, за которыми последовали модели "309" и "315", отличавшиеся более мощными двигателями.
В 1936 году на Берлинской автомобильной выставке была представлена модель "326". Этот четырехдверный автомобиль была далёк от мира спорта. Закругленный дизайн принадлежал к направлению, которое было развито только в 50-х годах. Открытый верх, шикарный салон и большое количество дополнений поставили BMW 326 в один ряд с продукцией "Мерседес-Бенц", покупатели которой были достаточно обеспеченные люди.
При массе 1125 кг автомобиль "БМВ-326" мог развивать скорость до 115 км/ч, потребляя при этом 12.5 литров топлива на каждые 100 км пробега. Машина заслуженно попала в список лучших автомобилей компании и производилась до 1941 года.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в автомобильное производство Германии. Завод BMW в Мильбертшофене был разрушен авиаударами союзников, а предприятие в Айзенахе оказалось на территории, контролируемой Советскими Союзом. Оборудование с айзенахского завода было вывезено частично в Советский Союз, а то, что осталось, было задействовано для производства автомобилей "БМВ-321" и "БМВ-340", которые также отправлялись в СССР.
В 1955 запускается производство моделей R 50 и R 51, открывших поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью. В этом же году выпускается малолитражка «Исетта» - трехколесная машина с открывающейся вперед дверью, имела большой успех в послевоенной Германии. При мощности двигателя 13 л.с. "Изетта" могла развивать скорость до 80 км/ч.
Наряду с миниатюрной "Изеттой" были представлены роскошные купе "503" и "507", созданные на платформе седана 5-й серии.
Однако, автомобили, относившиеся к 5-й серии, не улучшили экономического положения в котором компания БМВ прибывала в 50-е годы.
Руководство компании нашло выход из этой ситуации в 1961 году. Тогда специально для презентации на Франкфуртском мотор-шоу было собрано несколько опытных образцов новой модели БМВ-1500, предназначенных для привлечения клиентов. Таким образом, ещё до запуска автомобиля в серийное производство, в период работы выставки и за несколько последующих недель было получено порядка 20.000 заказов.
Следующим стал выпуск модели "1800" с 1,8-литровым двигателем, а немного позже вышла модификация 1800 TI, соответствовавшая автомобилям класса "Гран Туризмо" и способная развивать скорость до 186 км/ч.
БМВ 1800 TI была выпущена в количестве 200 экземпляров, но, несмотря на малый тираж, стала очень популярной моделью. В 1966 году на базе этого автомобиля конструкторы разработали новую модель БМВ-2000, которая воспринимается как родоначальник 3-й серии, представленной к настоящему несколькими поколениями автомобилей.
Последнее тридцать лет стали для компании BMW периодом многочисленных побед. Были запущены новые заводы, произведена первая в мире серийная турбомодель «2002-турбо», разработана антиблокировочная тормозная система, которой в наше время оснащают свои машины все ведущие автопроизводители. Также разрабатывается первая электронная система управления двигателем.
В Мюнхене строится здание головного центра компании BMW, в Ашхайме открывается контрольно-испытательный полигон. Для проектирования новых автомобилей строится Научно-исследовательский центр. В 1970 годах в свет выходят первые машины знаменитых серий BMW — модели 3-й, 5-й, 6-й и 7-й серии.
Важным шагом для компании стала покупка в 1994 промышленной группы Rover Group, а вместе с ней крупнейшего в Британии комплекса по выпуску автомобилей Rover, Land Rover и MG. С этим приобретением модельный ряд BMW пополнился машинами сверхмалого класса и внедорожниками. В 1998 концерном была приобретена британская компания «Роллс-Ройс».
В настоящее время компания BMW, начавшаяся с небольшого авиамоторного завода, производит свои автомобили на пяти заводах в Германии, а также двадцати двух дочерних предприятиях по всему миру. BMW - одна из немногих автомобильных компаний, использующих на заводах исключительно ручную сборку.
Последних 30 лет из всех автомобилестроительных фирм только компаниям BMW и Toyota удается ежегодно увеличивать прибыль.